Учение и тайны жизни Георгия Гурджиева

Люди, которые помогают нам понять, как устроен мир, редки в наше время и рискуют казаться шарлатанами.

К этой категории, без тени сомнения, относится и Георгий Иванович Гурджиев (1866–1949). Хотя он умер много лет назад, память о влиянии, которое он оказал, все еще остра.

Георгий Иванович Гурджиев

Влияние учения Гурджиева

Фактически, влияние Гурджиева распространялось на самые разные среды, например, философ П. Д. Успенский, основываясь на учениях Гурджиева, написал работы «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения», а также «Психология возможной эволюции человека».

Наш герой впервые появился в Санкт-Петербурге незадолго до Октябрьской революции. Мы мало знаем о том, что он делал раньше: сам он рассказывал, что путешествовал по Востоку в поисках сообществ, охраняющих остатки трансцендентного знания.

Во Франции, а затем в Берлине, Англии и Соединенных Штатах им были организованы так называемые «рабочие группы».

Ходили слухи, что Гурджиев имел контакты с Карлом Хаусхофером, известным основателем «геополитики», который занимал видное место в Третьем рейхе. Говорят даже, что эти отношения определили выбор свастики в качестве эмблемы национал-социализма, свастики, вращение которой не вправо, как символ мудрости, но влево, как символ власти.

Пробудить спящих

Главная идея Гурджиева сбивает с толку, если не сказать больше: немногие люди «существуют», немногие имеют бессмертную душу. Только у некоторых есть семя, которое можно развивать. В общем, у человека нет «эго» при рождении: оно должно быть приобретено. Те, кто не достигают этой точки, растворяются после смерти. Человек – просто машина. Он живет в состоянии сна, как будто загипнотизирован. На него действуют импульсы, рефлексы, всевозможные влияния. У него нет «бытия». Он действует, чтобы среагировать, чтобы «проснуться». Тогда родится «Я», которого до этого момента не существовало. Тогда он научится быть, быть во всем, что он делает и чувствует, а не тенью самого себя. Гурджиев называет реальными мысли, чувства, которые проявляются в соответствии с абсолютно новым пространственным измерением, которое большинство людей даже не могут себе представить.

Он также разделял «сущность» от «человека». Сущность составляет подлинное качество человека, тогда как человек — это лишь поверхностный социальный индивид, построенный из разных частей.

У нас нет задачи выяснить методы, которыми мистик побуждал своих адептов «проснуться», закрепить себя в своей «сущности» и стать «бытием». Но деликатными их не назовешь.

Некоторые из тех, кто последовал за Гурджиевым, столкнулись с чрезвычайно серьезными кризисами, нарушениями психического равновесия до такой степени, что сбежали, или вспоминали с ужасом переживания «пробуждения».

Экстрасенс или гипнотизер

Многие были уверены в его сверхъестественных способностях. Согласно Успенскому, Гурджиев, благодаря определенному опыту, смог использовать науку, изученную на Востоке – и о которой Запад знает «только незначительную часть под именем гипнотизма», – чтобы отделить «сущность» от «личности».

Гурджиев довольствовался только несколькими часами сна: его называли «тем, кто не спит». Он чередовал почти спартанский образ жизни и банкеты давно ушедшего русско-восточного богатства, на которых алкоголь лился рекой.

В 1934 году автомобиль, в котором ехал Гурджиев, врезался в дерево, его выбросило из машины. Тяжелая травма головы стала причиной трехдневной комы, но, когда он очнулся, казалось, стал моложе, как будто физический шок, вместо того чтобы повредить его организм, оздоровил его.

О нем много чего рассказано. Конечно, в таких случаях процесс «мифизации» неизбежен, и нелегко отделить реальное от воображаемого.

Немного биографии

Никто не знает точную дату рождения Георгия Ивановича Гурджиева, но общепринятой считается 13 января. Говорили, что он намеренно путал даты, чтобы с помощью астрологии никто не мог узнать правды о нем. Гурджиев всегда был скрытен в отношении дат, мест и подробностей своей молодости. Он был загадочным человеком, несомненно, харизматичным, и говорили, что он обладает экстрасенсорными способностями. Все, кто встречался с ним, описывали его по-разному, как будто он носил отдельную маску для каждого человека, таким образом, не давая никому знать настоящего Гурджиева. Он считал себя миссией, который должен был пробудить людей.

Его отец, грек по национальности, был очень уважаемым человеком, пел старые народные песни и рассказывал истории о древности. Его влияние на музыкальный вкус маленького Георгия несомненно.  Мать была армянкой, и она оставалась с сыном до самой смерти.

В молодости Гурджиев путешествовал в поисках священных мест, утраченных знаний и тайных братств. Он отправился на поиски братства Сармунгов, тайного эзотерического ордена. Гурджиев смог найти их, изучал древнюю мудрость йогов, факиров и монахов, танцы для ума и тела. Он упоминал об этом обучении вскользь, не раскрывая места и подробностей жизни в братстве, но вскоре у самого Гурджиева стали появляться ученики.

В 1914 году Гурджиев встретил графиню Островскую, которая была членом Теософского общества России, она стала его женой.  Они оставались вместе до ее смерти в 1925 году.

У Гурджиева было много разных профессий, он был многогранной, талантливой, и столь же противоречивой личностью.

В 1917 году в Петербурге его разыскал идущий по этому же пути Петр Демьянович Успенский. Успенский уже опубликовал некоторые из своих собственных произведений, «Странная жизнь Ивана Осокина», фантастическую повесть о путешествии во времени и «Беседы с дьяволом».

Музыка в жизни Гурджиева

Перед революцией Гурджиев основал в Петербурге небольшую школу по эзотерическому танцу. Он написал балет под названием «Борьба магов».  Это был рассказ о добре и зле, в котором сражались темный маг и маг света.

Музыка была очень важна в жизни Гурджиева. Во время путешествий в одной из школ ему показали семя, которое было посажено в горшок, рядом с которым играла музыка, и по мере развития музыки семя начинало расти так, что в течение короткого времени превращалось в зрелое растение.

Вибрации музыкальных нот связаны с вибрациями в человеческом теле, Гурджиев знал это, потому включил танец и музыку в свое учение, он учил священным танцам, которые были упражнениями для ума, тела и души.

Наследие

Последние годы жизни происходят во Франции, где Гурджиев оказал огромное влияние на эзотерический Париж того времени.

Гурджиев начал диктовать свою первую книгу нескольким остававшимся рядом с ним ученикам, и она называлась «Рассказы Вельзевула своему внуку». Это история Вельзевула, ангела с другой планеты, которого отправили на Марс много тысячелетий назад в качестве наказания. Главы из книги были зачитаны на собраниях групп во Франции и США.

Вторая книга Гурджиева озаглавлена ​​«Встречи с замечательными людьми», биография его жизни и путешествий, а также учителей, которых он искал со своими друзьями. Она не была издана при жизни, как и его третья книга «Жизнь реальна только тогда, когда есть Я».

Гурджиев скончался 29 октября 1949 года во Франции. Он похоронен в Фонтенбло рядом с женой и матерью. Два больших монолитных камня стоят по обе стороны могилы.

Автор статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Ссылка на основную публикацию
Отзывы
  • Людмила

    Спасибо. Все интересно и познавательно. Думаю, что ему все-таки что-то открылось, плюс фантастика, игра, неординарное мышление сделали его личностью загадочной и противоречивой. Но многое Гурджиев унес с собой.

  • Ольга

    Большое спасибо за интересное изложение биографии и творческого пути Георгия Гурджиева и за память о неординарном и выдающемся мыслителе. Гурджиев – Успенский – Левин прослеживается цепочка