Непростая судьба Савелия Крамарова

Чтобы эмигрировать из Советского Союза, ему пришлось обратиться за помощью к президенту США Р.Рейгану. В своем письме он подчеркнул, что его знает вся страна, и если задать вопрос любому человеку о Савелие Крамарове, то смешного актера вспомнят даже старушки. Крамаров стал популярным уже тогда, когда он играл маленькие эпизодические роли, а  фразы его персонажей превратились в визитную карточку актера.

Савелий Крамаров

Непростое детство

Изначально все складывалось удачно и счастливо. Савва родился (13.10.1934 г.) в благополучной семье преуспевающего московского адвоката Виктора Крамарова (1900-1951 гг.). Все изменилось, когда отца арестовали в 1938 г. и осудили на 10 лет ссылки за его стремление помогать тем, кто попал под политические репрессии. Теперь матери Савелия, Бенедикте (Басе) Волчек (1910-1950 гг.), приходилось работать одновременно на трех работах, чтобы содержать сына и дочь Татьяну.

Отца освободили в 1946 г. и отправили на поселение в Бийск, но в 1949г. арестовали и осудили повторно. В 1950 г. он умер, по одним сведениям погиб, по другим – покончил с собой. После повторного ареста Бенедикта Соломоновна не выдержала тяжелых испытаний и в 1950 г. умерла от рака.

Сестру Татьяну взял на попечение брат отца и она уехала во Львов, а Савва в возрасте 16 лет остался жить в одиночестве. Ему помогал брат матери, но жизнь была сложной и бедной. В год смерти матери, когда Крамаров получал паспорт, служащая паспортного стола предложила записать его не евреем, а русским, на что он согласился. Так Савелий Крамаров потерял не только родителей, но и свою национальность.

“Мой сын будет актером”

Увлечение кино и театром появилось у Саввы еще в школе. Хотя он неплохо учился, побеги в кино и театр были приятной альтернативой учебе. В кино его пропускала сердобольная соседка по квартире, а в театр ему удавалось попадать при помощи обмана, ссылаясь на человека, чью фамилию прочитал случайно на пропуске. Но обман был изобличен, администратор, пожалев мальчика, не стал вызывать милицию, а пригласил его маму. После того, как Бенедикта Соломоновна выслушала, в чем виноват ее сын, она произнесла фразу, ставшую для Савелия целью в жизни – “Мой сын будет актером”.

Но все складывалось не так просто. После окончания школы для Савелия, как сына “врага народа” двери большинства вузов были закрыты, поэтому, по совету родственников, он пошел учиться  в Лесотехнический институт и окончил его в 1958 г. Крамаров даже успел немного поработать по специальности, но всегда помнил слова матери, тем более, что они совпадали с его мечтой о кино. Чтобы выполнить желание матери Савелий начал искать возможность стать актером. Этому помогло то, что еще студентом Лесотехнического института Савва обучался в театральной студии при ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) “Первый шаг”. Здесь он впервые вышел на сцену, а сыгранные  им комические миниатюры определили амплуа. Чтобы заявить о своем желании сниматься в кино Крамаров отправил свои фото нескольким киностудиям, одна их которых проявила заинтересованность.

Популярность

Благодаря своему необычному выразительному лицу, особенно широкой нагловатой ухмылке Крамарову стали доставаться роли хулиганов (“Ребята с нашего двора”, “Прощайте голуби”, “Друг мой Колька”), хотя он в своих интервью отмечал, что не только не был хулиганом, но старался избегать любого общения с ними. Но роль хулигана Пименова в фильме А.Митты и А.Салтыкова “Друг мой Колька” (1962 г.) Савелий Викторович называл лучшей.

Знаменитым он “проснулся” после эпизодической роли Илюхи в “Неуловимых мстителях” (1966 г.). Появляясь на экране всего несколько раз с одной фразой про мертвых с косами, Крамаров запомнился всем наравне с главными героями, а фразу можно было слышать от взрослых и детей. Теперь он стал узнаваемым и простое его появление на экране вызывало улыбки, он стал востребованным актером и мог выбирать себе роли.

В 1967 г. актер попробовал себя и в театре, начав работать в “Театре миниатюр”. Здесь был поставлен спектакль “Скрытой камерой” в состав которого вошла миниатюра по рассказу В.Шукшина “Ваня, ты здесь”, сыгранная Крамаровым.

За эпизодическими ролями последовали и главные. Для большинства зрителей Крамаров запомнился в роли Косого в комедии “Джентльмены удачи” (1971 г.), где ему посчастливилось играть с такими мастерами как Г.Вицин, Е.Леонов. Затем были фильмы:

  • “Большая перемена” – 1972 г., роль Тимохина;
  • “Эта веселая планета” – 1973 г., изобретатель Прохор;
  • “Иван Васильевич меняет профессию” – 1973 г., посольский дьяк Феофан;
  • “Афоня” – 1975 г., Егоза;
  • “Не может быть” – 1975 г., друг жениха в новелле “Свадебное происшествие”.

Не обошлись без участия С.Крамарова и такие культовые комедии того времени, как “12 стульев”. В постановке Л.Гайдая (1971 г.) он сыграл одноглазого шахматиста, а у М.Захарова (1976 г.) интеллигента слесаря Полесова.  Запомнился актер и в роли уголовника с “хорошими глазами” в “Мимино” у Г.Данелия (1977 г.).

Период 70-80 гг. прошлого столетия стал для Савелия Крамарова самым успешным  в его кинокарьере. Он много работал, что сделало его одним из самых популярных комиков страны. В 1974 г. его успех в киноискусстве был отмечен званием Заслуженного артиста РСФСР. Это не помешало его желанию получить образование и поступить в ГИТИС (1972 г.) на  специальность театральный актер. По словам Крамарова обучение в институте не дало ему особых знаний и не помогло в карьере, да и предложений работы в театре после окончания вуза он не получил.

Савелий Крамаров молодой

Эмиграция

Проблемы с работой у Крамарова начались после эмиграции в Израиль его дяди. Теперь популярный актер стал неблагонадежным и предложения ролей сошли на нет. К тому же у него появились очень недостойные советского актера, по мнению руководства страны увлечения –  йога и религия.

Йогой С.Крамаров начал увлекаться, обучаясь в ГИТИСе. Он очень рано стал заботится о своем здоровье, старался правильно питаться, не имел вредных привычек, занимался спортом. Занятия йогой, относимой в то время к сомнительным видам физической культуры с религиозными составляющими, да еще в полуподпольном кружке автоматически включило актера в ряд сомнительных и чуждых политике партии.

Примерно в это же время актер приходит и в религию. Он вспоминает о своих еврейских корнях и становится адептом иудаизма, посещает синагогу, соблюдает все правила и каноны, в том числе, отказывается от работы в субботу. Все эти обстоятельства приводят к тому, что ему перестают предлагать роли, он оказывается без работы и без средств существования. Для того, чтобы как то жить ему приходилось гастролировать с концертами по стране. Но долго это не могло продолжаться и Крамаров принял решение об эмиграции.

Однако, принятое решение  воплотить в жизнь удалось с большим трудом. Его не хотели выпускать из страны. Главной причиной стала огромная популярность. По правилам того времени фильмы, где снимался актер должны были сниматься с проката, а их к тому времени было более 40, причем это были кассовые, приносящие большие сборы кинокартины. Лишаться таких денег никому не хотелось.

Отказ в получении разрешения на эмиграцию  и отсутствие работы толкнули Савелия Викторовича на отчаянный шаг. В 1981 г. с помощью А.Левенбуха было написано обращение к Рональду Рейгану президенту США и бывшему актеру. Оно называлось “Как артист артисту” и повествовало о том, что Крамаров, являясь популярным и известным актером, не может реализовать себя в стране, поэтому просит помощи для эмиграции в США, чтобы иметь возможность работать. Письмо было несколько раз прочитано на радио “Свобода”, что, возможно, способствовало получению разрешения на эмиграцию и  в октябре 1981г. он выехал из СССР.

После смены режима в СССР Савелий Викторович побывал на родине дважды (1992 г., 1994 г). Он принимал участие в кинофестивале “Кинотавр” в качестве почетного гостя. Успел и поработать, получив приглашение  М.Кокшенова на главную роль в фильме “Русский бизнес” (1993г.) и снялся у Георгия Данелии в фильме “Настя” (1993г.)

Жизнь в Америке

До Израиля, куда предполагалось эмиграция Крамарова, он не доехал. Уже в Вене произошла встреча с Виктором Шульманом, организовавшим гастроли актеру из-за “железного занавеса” по странам Европы, Австралии, Америки, в Японии и Израиле. Заработанные деньги помогли актеру перебраться в США и устроиться в Лос-Анджелесе.  Достаточно быстро, по американским меркам, он получил хорошую роль в фильме “Москва на Гудзоне” (1983 г.), затем последовали “2010” (1984 г.), “Оступившийся парень” (1984 г.), “Вооружен и опасен” (1986 г.) и другие. Учитывая, что актер не очень преуспел в изучении английского языка, большинство его персонажей были русскими. Активная работа позволила Крамарову заработать деньги на покупку дома, а самой главной своей удачей он считал вступление в Гильдию актеров, дающей большие привилегии в работе и защиту его как профессионала.

Все роли Савелия Викторовича относились к комическим, а как настоящий большой актер, он не мог не мечтать сыграть серьезную роль. Его желание было настолько велико, что он решился на операцию по исправлению дефекта своей внешности, врожденного косоглазия. Он уже практически получил роль своей мечты, но все изменилось, он узнал в 1995 г., что у него онкология. Это было очень сильным ударом, ведь всю жизнь он боялся именно этого диагноза и делал все, чтобы избежать его. После операции и курса химиотерапии последовал инсульт, затем повторный, который и стал причиной смерти 6 июня 1995 г. На его могиле на еврейском  кладбище недалеко от Сан-Франциско в 1997 г. установлен памятник работы М.Шемякина и В.Бухаева в виде столика в гримерке.

Савелий Крамаров со своей дочкой

Савелий Крамаров со своей дочкой.

Поиски любви

Личная жизнь Савелия Викторовича была достаточно бурной и разнообразной, особенно по мере возрастания его популярности. Первый официальный брак был заключен еще во время обучения в театральном институте. Избранницей стала сокурсница Людмила. Семейная жизнь была недолгой, брак распался. Позже Крамаров на протяжении 13 лет жил с архитектором Марией. Их совместная жизнь пришлась на время, когда он стал уже знаменитым, поэтому Марии приходилось много терпеть и прощать. О ее любви и человеческих качествах актер будет тепло отзываться уже в последние дни своей жизни, по рассказам его третьей официальной и последней супруги  Натальи Сирадзе.

В Америке он в 1986 г.  женился во второй раз на эмигрантке Марине Зборовской. У супругов в 1988г. родилась дочь, которую назвали Бенедиктой (Басей) в честь бабушки. Когда девочке исполнился год, Марина уехала в Лас-Вегас вместе с дочерью. Благодаря единственной и  любимой дочери, Крамаров сохранил хорошие отношения и с Мариной. Выросшая дочь начинала карьеру в модельном бизнесе, затем вышла замуж и переквалифицировалась в бухгалтера.

Актер всегда мечтал о встрече с интеллигентной, умной, преданной женщиной и судьба сложилась так, что все это он нашел в  последней жене. Ею стала Наталья Сирадзе, которая была моложе Крамарова на 21 год. Их счастье было недолгим, именно Наталье пришлось поддерживать мужа во время болезни и проводить его в последний путь.

Автор статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 2, средняя оценка: 3,50 из 5)
Загрузка...
Ссылка на основную публикацию
Отзывы
  • Gabel Tatyana

    Читается на одном дыхании . Профессионально и интересно . Спасибо автору .

  • Наталья

    Молодец автор М.Сейдалина.Всегда с большим удовольствием читаю ее статьи.Остается приятное впечатление.

  • Татьяна Доронина

    Прекрасная статья о прекрасном Актёре и Человеке.

  • Валентина

    Савелий Крамаров мой любимый киноактер. Несмотря на его короткие , эпизодические роли он не может быть не замеченным. Яркий актер и яркий человек. Очень жаль, что у него не хватило времени осуществить свои творческие планы.