Алла Демидова – актриса с тысячью масок

При всей популярности Алле Демидовой, как актрисы театра и кино, мало кто может сказать, что хорошо ее знает. А она на этот счет отмечает, что носит маски своих героинь. Таковых было очень много, среди них встречались королевы, комиссары, писательницы, воспитательницы, стюардессы и проститутки. Мало того, в число масок попал и такой вожделенный для всех актеров Гамлет. Демидова стала одной из немногих актрис, сыгравших принца Датского.

Алла Демидова

“Великая актриса” одним словом

В представлении маленькой Аллы ее будущая профессия называлась именно так, а не иначе. Можно уверенно сказать, что ее она освоила в полной мере. Начиналось же все 29 сентября 1936 г., когда в семье потомка известной в России семьи золотопромышленников Демидова Сергея Алексеевича и его супруги  Александры Дмитриевны (урожденной Харченко) родилась девочка.

Еще до ее рождения в 1932 г., Сергей Алексеевич был осужден, но довольно быстро освободился. С началом войны он ушел добровольцем на фронт и погиб в 1944 г. У Демидовой об отце остались лишь эпизодические воспоминания, когда он приезжал на побывку. Она запомнила, как спала с подаренной им мягкой игрушкой, которую затем ее мама подарила, посчитав, что дочь уже выросла.

Военное детство девочки прошло во Владимире у бабушки по матери. А после окончания войны, она вернулась  в Москву. Александра Дмитриевна работала младшим научным сотрудником в МГУ на экономическом факультете, она любила свою работу и покинула ее только в 92 года.

Стремление стать актрисой Алла  начала воплощать в жизнь в школьном театре. Играть приходилось совсем не женские роли, но и им она была рада. Дополнительно она поставила программу, в которой читала Катерину из “Грозы” Островского, “Анну Каренину” и другие любимые произведения.

Повороты в жизни

Алла Демидова  в своих интервью часто говорит о предопределенности истории в целом и человеческой судьбы в частности. Возможно, что это стало причиной увлечения актрисы эзотерикой. Что же касается ее судьбы, то она имела свои поворотные моменты.

После окончания школы Алла Сергеевна отправилась поступать в Щукинское училище, чтобы заниматься делом всей своей жизни. Но случилось ужасное, ее не приняли по причине плохой дикции. Более того, педагог, к которому она обратилась за консультацией, сказал, что ей вообще не стоит мечтать о карьере актрисы.

Получив такой удар, девушка не сломалась и не впала в депрессию, она поступила в МГУ на  экономический факультет, хорошо окончила его и начала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета. Но театр не отпускал ее, уже на 3 курсе  Алла пришла в университетский театр. В 1958 г. руководителем этого театра стал начинающий актер Ролан Быков. Он поставил в этом же году по пьесе чешского писателя Павла Когоута спектакль “Такая любовь”. В этой постановке Демидова исполняла роль Лиды Петрусевой. Спектакль получился удачным и пользовался успехом, собирая аншлаги. А.Демидова была замечена, критики отмечали ее умение играть страдания, прикрытые самоиронией и особую пластику актрисы. Ролан Быков оставил руководство театром после переезда в Ленинград. После него сменилось несколько руководителей, но повторения успеха не получилось. К тому же не складывались отношения у А.Демидовой с новыми руководителями.

Но главное произошло, появилась уверенность в своих силах, она вновь подала  в 1959 г. документы в Училище им.Щукина и на этот раз успешно поступила. Начинала свою учебу актриса на курсе актрисы трагического амплуа Анны Орочко. И вместе с ней она впервые попробовала играть роль Гамлета, тогда это не случилось по разным причинам, а мечта осталась.

Судьбоносным для Аллы Сергеевны стал дипломный спектакль “Добрый человек из Сезуана” по пьесе Б.Брехта. Его поставил Ю.Любимов и она сыграла госпожу Янг. По словам актрисы, этот спектакль заложил основу будущей Таганки,  где Любимов вернул почти забытые принципы политического театра.

Училище Демидова окончила с отличием и получила приглашение в уже начавший работать Театр на Таганке. Правда, у нее были другие планы. Еще во время обучения она играла в пьесе вахтанговского театра “Гибель богов”. Постановщик этого спектакля Р.Симонов явно выделял Демидову, что давало повод рассчитывать на поступление в труппу. Но, в очередной раз, все пошло не так и она получила отказ. Пережив и это потрясение Демидова вернулась на Таганку.

Юная Алла Демидова

Театр на Таганке

Начало актерской карьеры в этом театре не было быстрым. Изначально приходилось играть в массовке и небольшие роли. Только с 1968 г., когда Алла Демидова уже стала известной по своим работам в кино, ей стали давать серьезные роли. Но, даже во времена скромных ролей, она очень уважительно относилась к Любимову, мирилась с его авторитарностью, старалась следовать его режиссерским построениям. Со временем Алла Сергеевна становится одной из ведущих актрис театра и играет в большинстве постановок. Наиболее известными становятся:

  • 1968 г. “Тартюф” – Эльмира;
  • 1969 г. “Час пика” – пани Боженцкая;
  • 1971 г. “Гамлет” – Гертруда;
  • 1974 г. “Деревянные кони” – Миленьевна;
  • 1975 г. “Вишневый сад” – Раневская;
  • 1979 г. “Преступление и наказание” – мать Раскольникова;
  • 1981 г. “Три сестры” – Маша;
  • 1982 г. “Борис Годунов” – Марина Мнишек.

Несмотря на то, что ролей было много, Демидова не стала почивать на лаврах. Ее поиски нового совпадают с поисками В.Высоцкого. Они вместе начинают работу над спектаклем по пьесе Теннеси Уильямса для двух актеров “Крик”. Постановщиком был Высоцкий , пробовавший себя в режиссерском качестве. В это же время он задумал постановку” Федры” Ж.Расина, где главная роль предназначалась Алле Сергеевне. Оба спектакля планировалось выпустить в 1980 г., который, к сожалению, стал последним годом жизни В.Высоцкого.

После отъезда Ю.Любимова за границу, театр недолгое время возглавлял Анатолий Эфрос. Демидова уже до этого работала с ним, в частности в постановке “Вишневый сад”. Но время его руководства было оборвано трагической смертью. Демидова успела сыграть только роль Элины в постановке А.Эфроса в 1986 г.  “Прекрасное воскресенье для пикника”.

Нестабильная ситуация в театре дает время Демидовой для поиска. Она начинает сотрудничать с Романом Виктюком и играет Федру в одноименной постановке по произведению М.Цветаевой. Премьера состоялась в 1988 г., после чего спектакль с большим успехом играли на многих сценах Америки и Европы. Приобщение к греческой трагедии открыло новую страницу в работе актрисы. Она говорила, что после этого другие роли кажутся немного “пресными”.  Уже после возвращения Ю.Любимова, она вернулась к греческой трагедии и сыграла Электру в поставленном им спектакле по Софоклу.

Работа за рубежом

Неординарная внешность, врожденная аристократичность, глубокое проникновение в роль, удивительная пластика актрисы привлекали внимание и зарубежных режиссеров. Уже во время учебы А. Демидова получила приглашение от Жана Вилара работать в его театре. Конечно воспользоваться приглашением в то время она не могла.

В 1989 г. она познакомилась с французским режиссером Антуаном Витезом. Он сделал ей очень лестное предложение исполнить роль Ферды в постановке театра “Комеди Франсез”. Когда Алла Сергеевна приехала знакомиться с актерами, задействованными в спектакле, она поняла, что ее там не хотят видеть в этой роли. Тогда А. Витез решил занять в спектакле российских актеров и уже подобрал труппу в Москве. Только проект не был реализован, в 1990 г. А.Витез умер.

Позже очень плодотворным оказалось сотрудничество с греческим режиссером Теодоросом Терзополусом. Она очень высоко оценивала работу с ним. Результатом стали спектакли “Квартет”   (1993 г., роль Мертей), “Еврепид” (1996 г., роль Медеи) по пьесам Х. Мюллера и “Гамлет-урок” (2001 г.). Последний был поставлен как моноспектакль в виде урока, где актриса показывала, как исполняются роли Гамлета, Офелии, Гертруды.

Театр-А

Когда после тридцатилетней работы на Таганке, в театре начались скандалы для Демидовой началось время сложных решений. Она, в силу своего характера и воспитания, никогда не принимала участия в интригах, разборках и прочих атрибутах закулисной жизни. Она выкупила спектакль “Федра” Р.Виктюка у театра и организовала свой Театр-А, окончательно покинув Таганку.

В дальнейшем в репертуар театра вошли постановки Т.Терзопулоса. Но ее театру не суждено было долго жить, потому что для Аллы Сергеевны организационные и административные моменты были чужды. По поводу практичности она говорит, что “никогда не знает, сколько денег в кошельке”

Кино

Успех в кино пришел к Алле Демидовой раньше, чем в театре.  Впервые на съемки она попала в 1957 г., сыграв студентку в фильме “Ленинградская симфония”, затем последовали еще три фильма, которые актриса называла пробными. Первой серьезной ролью, принесшей известность стала Ольга Берггольц в фильме “Дневные звезды” И.Таланкина (1966 г.). Фильм не дошел до широкого зрителя сразу, а был отправлен “на полку”, но для Демидовой он стал трамплином в большое кино. Вспоминая об этом фильме, она жалела, что такая роль сыграна ей в кино, а не в театре.

Несмотря на запрет фильма, актриса стала востребована и популярна. Предложений было много, но Алла Сергеевна относилась очень требовательно. Спустя много лет она пожалеет об этом, по ее словам, тогда она хотела играть тему, а не быт.

Тем не менее снималась она много и удачно. Только в 1968 г. с ее участием на экран вышло 6 фильмов, среди которых “Щит и меч”, “Живой труп”, “Шестое июля”. В последнем она играла Марию Спиридонову, вложив в роль свое отношение к марксизму, по сути написав  новый текст для своей героини, в корне, отличавшийся от предложенного Шатровым. Демидовой не свойственно играть в политику в кино и в жизни, но эта роль привлекла ее возможностью оппонировать Ленину.

Поиск своих решений в игре приводил к тому, что она находила новые образы для привычных персонажей, например, ее Аркадина в “Чайке” характеризовалась кинокритиками как “умная хищница”.

Удалось  Демидовой поработать и  с А.Тарковским, она играла в фильме “Зеркало”(1970 г.)  Лизавету Павловну. Но, когда он захотел ее снимать еще, то не получил на это разрешение. В числе ролей Аллы Сергеевны, запомнившихся зрителям герцогиня Мальборо в “стакане воды”, стюардесса в одноименном фильме, Анна Стентон в “Вся королевская рать” (1971г.), Леся Украинка – “Ты и я”.  Всего фильмография актрисы насчитывает более пятидесяти фильмов.

Книги

Привычка вести дневники и замечать недоступное для других, косвенно способствовали началу литературной деятельности Аллы Демидовой. Умение видеть в людях скрытые качества, наличие собственного взгляда на происходящее она сумела донести в своих произведениях. Говоря о книгах, Демидова отмечает, что почти в каждом названии прямо или косвенно присутствует зеркало. Ее первая книга “Вторая реальность” (1980 г.) трактуется ей как отражение имеющейся. Затем последовали “Тени зазеркалья”, “Ахматовские зеркала”, “В глубине зеркал”. Были и книги воспоминания об актерах, с которыми ей доводилось работать. Сразу после смерти В.Высоцкого ей предложили написать о нем книгу, так появилась на свет “Мой Высоцкий”. Это название  книга получила во втором издании и оно не нравится автору. Изначально книга называлась “Высоцкий – каким помню и люблю”. Но, в очередной раз подтверждая свою неконфликтность, Демидова не стала настаивать на изменении названия. На основе воспоминаний написана также книга о Смоктуновском “А скажите, Иннокентий Михайлович…”.

На сегодняшний день издано 14 книг Аллы Демидовой.

Алла Демидова и ее муж

Алла Демидова и ее муж.

Семейная жизнь длиной в 54 года

Личная жизнь Аллы Сергеевны сложилась тоже весьма необычным в актерской среде образом. Она вышла замуж за известного сценариста Владимира Валуцкого. Их брак длился более 50 лет. При том, что Демидова догадывалась о тайной жизни мужа, его изменах и увлечениях, она находила в себе силы прощать и мириться с этим. По ее мнению секрет долговечности и прочности брака заключается в том, чтобы было интересно. Имея мужа сценариста, в его фильмах актриса снялась только раз, причем, как она рассказывает ей неудобно было отказаться после того, как согласились на ее сильно завышенный гонорар.

Детей А.Демидова никогда не хотела и не планировала. Она подчеркивает, что лишена “материнского инстинкта”. Кроме того, всегда отмечаемое в рассказах о себе “чувство ответственности” не могло разрешить проблему совмещения полноценной работы в театре и воспитание детей.

Сегодняшнее время

Алла Сергеевна продолжает свою театральную и кинематографическую деятельность. Она устраивает поэтические вечера и мастер-классы, пишет новые книги. Интересуется новыми постановками молодых режиссеров новаторов. Актриса по-прежнему избирательна к выбору ролей и находит совсем неожиданные. Одной из последних работ в кино стала роль Бабы Яги в вышедшим в 2017 г. фильме “Мешок без дна”.

А. Демидова желанный гость на телевидении, выступает как в роли приглашенных гостей, так и ведущей авторские программы. Ее элегантная внешность и стиль остаются безупречными при неизменном ореоле таинственности и неприступности.

Автор статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 2, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...
Ссылка на основную публикацию
Отзывы
  • Татьяна Д.

    Дина, очень интересно, хотя местами небрежно, второпях видимо.

  • Татьяна Габель

    Интересная статья о гениальной актрисе